burrru: (me)
[personal profile] burrru
В Британском музее есть картина "Мильтон, посещающий заточенного инквизицией Галилея". Ее написал в середине 1847 году британский художник Соломон Александр Харт. Вот так она выглядит:

Milton Visiting Galileo when a Prisoner of the Inquisition

Эта картина переносит нас в 1638 год. В этом году Мильтон побывал в Тоскане и посетил находящегося под домашним арестом Галилея. Вернувшись в Англию, в поэме "Потерянный рай" Мильтон напишет:

... круглый диск,
Огромный и похожий на луну,
Когда ее в оптическом стекле,
С Вальдарно или Фьезольских высот,
Мудрец Тосканский ночью созерцал,
Стремясь на шаре пестром различить
Материки, потоки и хребты.

На первый взгляд ничего особо примечательного в картине Харта нет. Справа сидит Галилей, слева входит Мильтон, в центре расположен телескоп. Можно предположить, что контраст яркого света снаружи и полумрака комнаты намекает на то, что в старости и Галилей, и Мильтон потеряют зрение. В целом, нейтральная атмосфера. Но это только на первый взгляд. Если мы обратим внимание на картину на стене, над телескопом, то увидим, что это картина Тициана "Убийство Петра Веронского". Вот так она выглядит:

Titian-Death-of-St-Peter-Martyr

Эта картина переносит нас в 1252 год. В этом году было совершено убийство святого Петра Веронского, инквизитора Ломбардии и ярого борца с ересями. Убийца раскроил ему череп тесаком, поэтому на картинах Петра Веронского изображают либо в момент убийства, либо с кинжалом или тесаком в голове. (Соответственно, молятся ему с просьбами исцелить от мигрени.) Убийцей был Карино Бальзамо, который позже постригся в монахи, а много лет спустя после смерти был признан блаженным.

И теперь вместо нейтральной атмосферы мы видим конфликт между Галилеем и Инквизицией, а также догадываемся, на чьей стороне в этом конфликте художник.

Date: 2014-01-23 11:10 pm (UTC)
From: [identity profile] kiborg.livejournal.com
И заголовок тоже просвещает
http://en.wikipedia.org/wiki/Picture-in-picture

Date: 2014-01-24 12:49 am (UTC)
From: [identity profile] evg25.livejournal.com
Спасибо, интересно! :-)

Как ты это раскопал?

Date: 2014-01-24 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Слушал лекцию про Мильтона. В ней рассказали про его визит к Галилею. Заинтересовался, погуглил визит. Увидел картину. Догадался, что картина в картине - неспроста. Погуглил картину.

Date: 2014-01-26 12:01 pm (UTC)
From: [identity profile] evg25.livejournal.com
Круто, молодец! :-)

Date: 2014-01-24 04:16 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Замечательно. Вообще это нередко встречается - поместить на картину другую картину с намёком или просто чтобы отдать дань творчеству ценимого коллеги.

Date: 2014-01-24 05:29 am (UTC)
From: [identity profile] glukoid.livejournal.com
Ну а за кого мог быть художник в 19 веке? Это же не средние века.

Date: 2014-01-24 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] maksa.livejournal.com
Не понимаю. Ты же сам пишешь, что Бальзамо был монахом и стал блаженным. И учёным он не был. Конфликт одного представителя церкви с другим.

Date: 2014-01-24 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Из всех картин, выбрана та, где убивают инквизитора и убийца положительный персонаж...

Date: 2014-01-24 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] autkonos.livejournal.com
Спасибо, интересно!

Date: 2014-01-24 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] iriska-spb.livejournal.com
вы будете смеяться ;о)
но телескоп-то я и не заметила, долго искала на картине - они тогда были такие маленькие? что же через них можно было разглядеть? ;о)

Date: 2014-01-24 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
А у Галилея - ноутбук и мобильник! :)))

Date: 2014-01-24 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
А похоже!!

Date: 2014-01-24 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] 9in-10in.livejournal.com
Спасибо, здорово, ничего этого не зналъ.
Но посл. полуфраза смущаетъ. Картину, кажется, можно понять двояко: и "вотъ бы васъ всѣхъ, гады" и "но инквизиторы тоже люди, ихъ тоже убиваютъ ни за что ни про что".

Date: 2014-01-24 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Из всех картин, которые можно было изобразить, Харт выбрал ту, где убивают инквизитора, причем убийца позже стал блаженным. Однозначно, конечно, сказать ничего нельзя, но, я бы предположил, что художник на стороне Галилея.

Впрочем, но менее вероятно, художник показывает, что это фига в кармане у хитрого Галилея...

Date: 2014-01-24 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] giterleo.livejournal.com
замечательное открытие.

Date: 2014-01-24 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] navi03.livejournal.com
Замечательное открытие!
Находить тайные смыслы - это вы мастер.

Date: 2014-01-24 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] antongopko.livejournal.com
Как всегда - захватывающе!

Date: 2014-01-24 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Интересно.
Только это копии с Тициана. Тициан полукруглый сверху и пять метров высотой. И сгорел.

Date: 2014-01-24 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Это да.

Date: 2014-01-24 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] gern-babushka13.livejournal.com
"так будет со всяким, кто покусится..."

Date: 2014-01-26 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] muzk.livejournal.com
Очень интеерсно!
И все же, мне кажется, что картина Тициана тут отражает внутренний мир Галилея в запечатленный момент, а не никак не отношение художника к инквизиции, которое едва ли отличалось от мнения любого его современника. В кинематографе такой прием часто используется, один из самых намозоливших глаза примеров - "Охотники на снегу" в Солярисе.
Вот сидит на картине Галилей, чешет бровь и мысленно втюхивает этим инквизиторам ледоруб в череп.
Edited Date: 2014-01-26 04:38 pm (UTC)

Date: 2014-01-26 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Возможно.
Page generated Jul. 24th, 2017 10:44 am
Powered by Dreamwidth Studios