Гимны

Feb. 23rd, 2010 01:59 am
burrru: (Default)
[personal profile] burrru
Бытует мнение, что начало мелодии израильского гимна позаимствовано у Сметаны. Мол, это обработка его "Влтавы". Ха! Станем мы мелочиться. Вот так звучит восьмая вариация из 12 вариаций Моцарта на тему старинной французской песенки "Ah! vous dirai-je, Maman"


Вот так выглядит начало израильского гимна (сравните с Моцартом первые девять нот):


А вот так звучит сам гимн:


Вообще, это какое-то странное явление - искажение мелодий для гимна. Советский гимн (недоброй памяти "Союз нерушимый") написан на основе "Былины" Калинникова:


Немецкий гимн (одно время - недоброй памяти "Deutschland, Deutschland über alles") написан на дико убыстренную вторую часть из квартета "Император" Гайдна.


Любопытно, что и русские, и немцы существенно поменяли слова в гимнах, а музыку оставили прежней. То ли дело англичане - они в своем гимне меняют только одно слово. При королях поют God Save the King, а при королевах - God Save the Queen.

Кстати, французская песенка "Ah! vous dirai-je, Maman", на тему которой Моцарт написал 12 вариаций, в наше время более известна, как "Twinkle, Twinkle, Little Star".

Date: 2010-02-23 12:28 am (UTC)
From: [identity profile] irene221b.livejournal.com
Блин, я все-таки должна отсканировать эти ноты. Итальянская мелодия, 16-й век. Закрывает тему Влтавы навсегда.

Date: 2010-02-23 03:53 am (UTC)
From: [identity profile] brem.livejournal.com
Почему фашистский? Он и сейчас немецкий гимн.

Date: 2010-02-23 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Мелодия та же, а от слов, к счастью, оставили только последнюю строфу.

Date: 2010-02-23 05:13 am (UTC)
From: [identity profile] ermite-17.livejournal.com
Гимн не "фашистский", он был введен социал-демократом Фридрихом Эбертом в 1922, а после войны от текста Гоффмана фон Фаллерслебена (19 в.) оставили только третью строфу (и после 1991 подтвердили):http://de.wikipedia.org/wiki/Nationalhymne_von_Deutschland
Самое смешное, конечно, - совпадение гимна США Stars and Stripes (O say can you see...) c "гимном" русских пьяных - "Хасбулатом удалым". В 1812 г. свидетель защиты Балтимора от английской эскадры Scott Key написал стансы в честь американского флага. Стихи стали популярными, их начали петь на мотив Drinking Song Джона Стэффорда Смита, а пьяные повсюду поют более-менее на один и тот же мотив.

Date: 2010-02-23 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Верно, спасибо!

Date: 2010-02-23 05:15 am (UTC)
From: [identity profile] cartesius.livejournal.com
Нот, как известно, всего 7. Если хорошенько покопаться у Баха, можно найти практически все гармоничные комбинации.;)

Насчет немецкого гимна: по крайней мере авторство Гайдна не отрицается. Сам гимн был не фашистский, а использовался с середины 19-го века для объединенной Германии. После ВМВ текст не менялся, просто из трех куплетов остался в пользовании лишь третий.

Date: 2010-02-23 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Про гимн - верно, оставили третий куплет. Про ноты - не вполне. Даже если считать, что 7, а не 12, то из 9 первых нот можно составить более 40 миллионов комбинаций. При всей моей любви к Баху, к него чуть меньше.

Date: 2010-02-23 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] cartesius.livejournal.com
Для утверждения происхождения Советского гимна от Былины Калинникова вам было достаточно 5-ти первых нот. А это всего 16 807 комбинаций.
А с учетом предпочтительного употребления в популярных мелодиях гармоничных сочетаний: терций, кварт и квинт - гораздо меньше. Подозреваю, что первые 5-6 нот всех песен, которые есть и будут, до этого были уже кем-то записаны.

Date: 2010-02-23 09:05 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Вы правы.

Date: 2010-02-24 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] vmel.livejournal.com
Да, мне тоже показалось, что про Калинникова - излишне смелое утверждение.

Гимны

Date: 2010-03-28 06:34 pm (UTC)
From: [identity profile] paschenzija.livejournal.com
Хорошо, что хоть кто-то вступился за немецкий (не нацистский и не фашисткий, а, если уж смотреть в корень, императорский австро-венгерский) гимн. Что касается авторства Гайдна и тезиса об искажении мелодий, то две следующих ссылки эту тему исчерпывают:
http://de.wikipedia.org/wiki/Deutsche_Nationalhymne
http://www.onb.ac.at/download/haydn/02_reinschrift.jpg

Вообще-то жаль, что под рубрикой "известное известно немногим" у в целом инересного и серёзного автора появляются настолько голосовные утверждения...

Re: Гимны

Date: 2010-03-28 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Поправил. Теперь точнее?

И спасибо на добром слове!

Date: 2010-02-23 05:27 am (UTC)
From: [identity profile] potap.livejournal.com
Это любопытно. Известно немногим.

Date: 2010-02-23 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] capivar.livejournal.com
Спасибо, очень познавательно.

Date: 2010-02-23 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] evg25.livejournal.com
Оч. интересно! :-)

Date: 2010-02-23 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] e-rubik.livejournal.com
Отдельное спасибо за Калинникова.

Date: 2010-02-23 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] worden-archives.livejournal.com
А я читал версию, что Коэн, родившийся в Молдавии, взял мелодию из народной молдавско-румынской песни Carul cu boi.
Вот она: http://www.youtube.com/watch?v=adTjy-TIW_Q&feature=related

Но это что - сам Моцарт, упомянутый в посте, взял у Генделя вступление к своему "Реквиему", чуть переделав "The Sons of Zion Do Mourn".
http://www.youtube.com/watch?v=3tTjuVX0TCU&feature=related
(deleted comment)

Re: А у Бетховена...

Date: 2010-02-23 06:53 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Я только по общим лекциям знаком с Бетховеным. Послушаю обязательно "Хоральную". Аня, спасибо!

Date: 2010-02-24 02:12 am (UTC)
From: [identity profile] ikadell.livejournal.com
Помилуйте, [livejournal.com profile] burrru. "Twinkle, Twinkle, Little Star" Вам, счастливому человеку, в зубах не навязла, а там:
Do, do, sol, sol, la, la, sol, fa, fa, mi, mi, re, re, do. Только и общего. что ходы примерно в одних местах вверх-вниз. Ну так нот всего семь, неудивительно.
Калинников это интересная находка, а насчет гайдна я тоже поспорил бы.

Date: 2010-02-24 05:42 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
"Twinkle, Twinkle, Little Star" это тема, а не восьмая вариация. Вот тема:


С Гайдном - общеизвестный факт, на лекциях рассказывают, в энциклопедиях пишут...

Date: 2010-02-24 05:45 am (UTC)
From: [identity profile] ikadell.livejournal.com
А, я не понял, что речь о теме.

Date: 2010-03-02 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] kender-ipa.livejournal.com
Ну почему, почему фашистский? Нацистский ведь.

А в остальном - весьма любопытно, как и весь остальной твой журнал)

Date: 2010-03-02 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Ок, нацистский.

Спасибо на добром слове.

Date: 2010-04-27 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] tripledesman.livejournal.com
Кстати, в третьей части третьего скрипичного концерта Сен-Санса то и дело проскакивает сходство с советским гимном, особенно ближе концу.

Date: 2010-04-28 01:26 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Не знал. Спасибо!
(deleted comment)

Date: 2010-08-26 10:08 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Не знал, спасибо.

Date: 2010-08-27 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] huzhepidarasa.livejournal.com
Я слоупок, но ладно.

Есть такая песня Go West, ее написали люди из деревни, то есть группа Village People, но более известна кавер-версия Pet Shop Boys. Я вместе с миллионами советских людей раньше был уверен, что песня обыгрывает советский гимн, особенно если посмотреть на соответствующий клип P.S.B.— там красные флаги, марширующие колонны спортсменов и все такое. Но P.S.B. клянутся, что советского гимна тогда не знали.

А разгадка одна — и Go West, и гимн гармонически слизаны с известного канона в ре мажоре Пахельбеля.

Date: 2011-11-16 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] tay-kuma.livejournal.com
Поразительно интересно.

Date: 2011-12-21 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] pevchaya-ptiza.livejournal.com
Аналогии, на мой взгляд, весьма отдалённые. Крайне сложно написать мелодию, которая хотя бы в нескольких нотах не напоминала какую-нибудь уже кем-то когда-то написанную. При большом желании можно, конечно, вписать "в предки" советского гимна и Калинникова, и Пахельбеля. В своё время я тоже отчётливо услышала в главной теме фильма "Дама с собачкой" чесноковское "Хвалите имя Господне". Но, думаю, это просто совпадение :)

Date: 2011-12-21 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Про советский гимн, пожалуй, соглашусь.
Page generated Jul. 20th, 2025 09:48 am
Powered by Dreamwidth Studios