burrru: (me)
burrru ([personal profile] burrru) wrote2019-07-31 11:49 pm

Теория и практика Возрождения

Письмо Эйнштейна президенту Рузвельту о возможности создания атомного оружия во многом определило судьбу мира. Любопытно, что это не первый подобный случай в истории человечества. За пять веков до Эйнштейна письмо другого учёного другому правителю произвело не менее впечатляющий эффект. А начиналось это письмо так:

«Паоло, доктор, приветствует Фернандо, каноника.
Меня обрадовало известие о вашей дружбе и близости с наиболее прославленным и благородным сувереном.»

Фернандо Мартинез был каноником Лиссабонского собора и духовником португальского короля Альфонсу Пятого. По просьбе Его Величества в 1474 году каноник связался с Паоло Тосканелли - выдающимся итальянским учёным и гуманистом времён Возрождения.

Toscanelli_firenze

К тому времени турки-магометане уже обосновались в захваченном Константинополе, и христианским странам всё сложнее становилось торговать с Индией. А португальского короля интересовал морской путь в Индию. Тосканелли был успешным астрономом: он наблюдал комету Галлея за двести лет до Галлея, он сделал на Флорентийском соборе гномон, позволяющий легко определять солнцестояние с точностью до полсекунды, и многое другое. Но главное - у Тосканелли была первая в Италии копия «Географии» Страбона.

Что такое Возрождение? Что возрождали великие итальянцы? Они возрождали античность. Они восхищались культурой и наукой Древней Греции и государственным устройством Древнего Рима. Они по крупицам собирали античные знания и умения, а потом пытались применить их на практике. Замечательный астроном Тосканелли, прочитав в «Географии» Страбона такие слова: «тот, кто желает ближе всего подойти к истинной форме земли с помощью искусственных моделей фигур, должен изобразить землю в виде шара», а также «корабль плывущий с восточным ветром по Западному океану достигнет Индии», составил карту с меридианами и параллелями и прислал её сперва португальскому королю, а потом отправил копии своих письма и карты Кристофору Колумбу.

Колумб как раз готовился в путешествию и высчитывал радиус Земли. Он ошибся на 25%. А если бы знал труды грека Эратосфена, то получил бы гораздо более точное значение. Вот так выглядит страница из книги Марко Поло о путешествии в Индию с комментариями Колумба.

photo-ColumbusCopyMarcoPolo

Весьма интересен человек, подаривший Тосканелли рукопись Страбона. А отдельного рассказа заслуживает один из учеников этого человека - русский митрополит, безуспешно пытавшийся спасти Восточную Римскую Империю сперва словом , а потом - небольшим отрядом элитных лучников. И спас бы, если бы не один талантливый венгерский металлург. Но это совсем другая история...

Про Колумба. Замечательно, но по-английски.

[identity profile] burrru.livejournal.com 2019-07-31 08:57 pm (UTC)(link)
https://www.youtube.com/watch?v=AIguc0sQ0u4

[identity profile] efimpp.livejournal.com 2019-07-31 09:05 pm (UTC)(link)
на 25% ошибся или на 75%?
даже с 25% ошибкой в меньшую строну плавание в Индию вокруг Земли должно было занять сколько - этак годик?

[identity profile] burrru.livejournal.com 2019-07-31 09:24 pm (UTC)(link)
В радиусе Земли - на 25%. По дороге они расчитывали на острова. Азию Тосканелли считал на 5000 км длиннее. Ну, вместо Америки где-то.

[identity profile] thrasymedes.livejournal.com 2019-07-31 09:53 pm (UTC)(link)
В первой экспедиции Колумб прошел за месяц примерно 60 градусов вдоль параллели от Канарских до Багамских островов. До Индии оставалось еще 195 градусов. Если бы он мог и дальше двигаться вдоль параллели при попутном ветре, добрался бы за 4-5 месяцев.
Если же Земля меньше на 25%, то-есть 90 градусов, ему нужно было бы всего пройти 165 градусов, что заняло бы 2.5 - 3 месяца.

[identity profile] efimpp.livejournal.com 2019-08-01 03:05 am (UTC)(link)
ну ... это если расстояние восточным путем до Индии известно в милях а не в градусах, но да, так оно и было да еще завышенное, как сказано выше.

[identity profile] thrasymedes.livejournal.com 2019-08-01 10:30 am (UTC)(link)
Колумб не мог плыть в Индию по прямой - он отклонился бы очень сильно к северу. А вдоль параллели Канарских островов дует пассат.

[identity profile] maksa.livejournal.com 2019-08-01 08:09 am (UTC)(link)
60 + 195 = 255.
255 × 0,75 = 190. Откуда 165?

[identity profile] thrasymedes.livejournal.com 2019-08-01 10:23 am (UTC)(link)
Естественно, вся недостача в 25% находилась в доселе неизведанных краях. Расстояния в уже исследованной части Земли они знали.
255 - 90 = 165

[identity profile] maksa.livejournal.com 2019-08-01 11:35 am (UTC)(link)
Окей, я понял вашу идею, но я не понимаю всех исходных данных. Что было известно Колумбу? Очевидно, что ему нужно проплыть 225 градусов, но поскольку он полагал, что на каждый градус приходится на четверть меньшее расстояние, это соответствует 165 настоящим градусам.

Главный вопрос — когда он проплыл 60 настоящих градусов, он знал, сколько это в милях или хотя бы в настоящих градусах? Какие у него были оценки расстояния между Канарами и Багамами? В одном крайнем случае, если он имел точные оценки, он должен был пересчитать размеры Земли правильно, без той ошибки на четверть. В другом крайнем случае он понятия не имел, насколько далеко заплыл, и значит, не мог никак оценить оставшееся до Индии расстояние. Истина где-то между, но где?

[identity profile] thrasymedes.livejournal.com 2019-07-31 09:26 pm (UTC)(link)
Эратосфен , видимо, случайно получил близкое к истинному значение длины экватора.
Грубо говоря, ему нужно было разделить расстояние линейное на расстояние угловое и при измерении того и другого он ошибся в одну и туже сторону и примерно одинаково. Правда, мы еще и не знаем, какой стадий имел в виду Эратосфен.
Более поздние античные геометры, очевидно, знавшие вычисления Эратосфена, улучшали его результат и получали гораздо менее близкие к реальности значения.
Собственно, я хочу сказать, что никаких оснований считать вычисления Эратосфена более достоверными, чем множество других, у Колумба не было.

[identity profile] burrru.livejournal.com 2019-07-31 09:27 pm (UTC)(link)
Согласен. Спасибо!

[identity profile] alexanderr.livejournal.com 2019-07-31 10:10 pm (UTC)(link)
как учил нас товарищ полковник на военной подготовке, "Земля не шар! И не эллипсоид! А - геоид!!".
мы, конечно, ржали. но он был прав в том смысле, что модель шара или эллипсоида никуда
не годится для рассчета траекторий ICBM, они полетят не туда. нужно учитывать влияние
гор и всех крупных деталей

[identity profile] burrru.livejournal.com 2019-08-01 03:47 am (UTC)(link)
Так и есть. А меня с позором изгнали с военной кафедры...

[identity profile] aosypov.livejournal.com 2019-08-03 05:38 pm (UTC)(link)
Так товарищ Страбон выразился совершенно изумительно аккуратно: «тот, кто желает ближе всего подойти к истинной форме земли с помощью искусственных моделей фигур, должен изобразить землю в виде шара».

[identity profile] alexanderr.livejournal.com 2019-08-03 06:39 pm (UTC)(link)
эллипсоид (вращения) это тоже "искусственная модель фигур", и он ближе к истине, чем шар. Земпя сплюснута возле полюсов

[identity profile] lev-m.livejournal.com 2019-08-01 05:31 am (UTC)(link)
Тосканелли на этом барельефе поразительно похож на Сасона Габая.

[identity profile] burrru.livejournal.com 2019-08-01 05:45 am (UTC)(link)
Верю.

[identity profile] maratmus.livejournal.com 2019-08-01 06:42 am (UTC)(link)
Слышал, что прорывом стало открытие португальцами определение долготы в открытом море. Вместе с определением широты, которое было известно задолго до этого, это дало им возможность ориентироваться в открытом море. Возможно, это ещё одно открытие, определившее мир.

[identity profile] burrru.livejournal.com 2019-08-01 06:59 am (UTC)(link)
Они это делали очень неточно по движению и затмениям Луны.

А определение широты им существенно упростил сбежавший из Испании еврейский астроном Авраам Закуто.

[identity profile] amado.livejournal.com 2019-08-01 06:49 am (UTC)(link)
Каждый раз поражаюсь: вот откуда вы всё это знаете?! И комментаторы у вас уникальные. Обожаю читать.

[identity profile] burrru.livejournal.com 2019-08-01 07:00 am (UTC)(link)
Спасибо на добром слове. Читаю, слушаю, набираюсь ума. А комментаторы чудесные!!

[identity profile] maksa.livejournal.com 2019-08-01 08:11 am (UTC)(link)
корабль плывущий на восток по Западному океану достигнет Индии

Может, плывущий на запад? Не понимаю, что имелось в виду.

[identity profile] burrru.livejournal.com 2019-08-01 08:17 am (UTC)(link)
Ошибся. С восточным ветром. Исправлю.

[identity profile] maksa.livejournal.com 2019-08-01 08:32 am (UTC)(link)
И как-то совсем непонятно, как Исидор мог спасти Константинополь. Там совсем без шансов было.

[identity profile] burrru.livejournal.com 2019-08-01 08:35 am (UTC)(link)
200 элитных критских лучников на неприступных стенах давали неплохой шанс.

[identity profile] maksa.livejournal.com 2019-08-01 08:58 am (UTC)(link)
У него только один участок обороны был. И турок насчитывалось сотни тысяч, долго всё равно не продержаться было. Не говоря о том, что Константинополь был в принципе обречён — не в 53-м, так годом-двумя-десятью позже он бы ушёл к магометянам.

[identity profile] burrru.livejournal.com 2019-08-01 09:08 am (UTC)(link)
Верно. Но без бомбарды туркам было бы гораздо сложнее.