burrru: (Default)
burrru ([personal profile] burrru) wrote2020-09-14 02:47 am

Шляпа

Три вопроса - трудный, простой и интересный.

Трудный вопрос: кто написал первый автопортрет маслом? Считается, что ван Эйк. На его картине 1433 года «Портрет мужчины в красном головном уборе» с большой вероятностью изображён он сам.

Portrait_of_a_Man_in_a_Turban_(Jan_van_Eyck)

Простой вопрос: что это за красный капелюх на голове у ван Эйка? Это шаперон - шляпа со странными полями. Иногда эти поля закрывали плечи от дождя. A Жанна д'Арк заворачивала ими шею, чтобы не мерзнуть на скаку. Бывало, что цвета шаперона показывали принадлежность к политической партии. Со временем размер полей стал указывать социальное положение человека.

Лоренцо Великолепный на своём самом известном портрете изображён в итальянском шапероне.

Lorenzo_de_Medici

А тот же ван Эйк изобразил в шапероне крысолицого Арнольфини (больше знакомого по его портрету с женой).

Arnolfini-Jan_van_Eyck_088

И, наконец, интересный вопрос: зачем??!! Вот, ты великий художник, и ты рисуешь портрет - зачем скрывать волосы под этой нелепой шляпой? Вряд ли, чтобы скрыть лысину - Лоренцо Медичи вполне себе волосат. Да и политические пристрастия современникам известны.

Ренессанс это Возрождение. А возрождали и симулировали античность. Например, отказывались от фамилий и использовали только имена - Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт итд. Увлекались греческой геометрией. Стали пользоваться перспективой. И с помощью перспективы научились рисовать картины с объёмным изображением. В заказах некоторым художникам даже прописывали это новомодное изобретение - чтобы картина была обязательно с перспективой. Но перспектива работает только с ландшафтами. А хотелось, чтобы и портреты выглядели объёмно. И считалось в те времена, что развесистый шаперон усливает «трёхмерность» портрета.

[identity profile] idelsong.livejournal.com 2020-09-14 02:46 am (UTC)(link)
Шаперон был фирменным знаком Бургундии и двора герцогов Бургундских, при дворе которых служил ван Эйк.

См. https://idelsong.livejournal.com/827631.html

[identity profile] burrru.livejournal.com 2020-09-14 06:05 am (UTC)(link)
Да. И оттуда распространился по Западной Европе. Спасибо, очень интересно!
(deleted comment)

[identity profile] burrru.livejournal.com 2020-09-14 06:02 am (UTC)(link)
Идея схожа, но нет.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаперон_(головной_убор)
(deleted comment)

[identity profile] burrru.livejournal.com 2020-09-14 06:48 am (UTC)(link)
В том числе, да.

[identity profile] anna-bpguide.livejournal.com 2020-09-14 06:28 am (UTC)(link)
Усиливает.
Украшает.
Простоволосым быть неприлично.
Шляпа имеет семантическое значение.
Композиционно - обрамляет лицо, выделяя его из фона.
Обогащает цветовую гамму.

Короче, причин столько....

[identity profile] burrru.livejournal.com 2020-09-14 07:03 am (UTC)(link)
Да, всё так.

[identity profile] dmpogo.livejournal.com 2020-09-14 03:32 pm (UTC)(link)
Или еще - может волосы рисовать было трудно :)

Как с руками - заказать портрет с руками было значительно дороже. Руки тяжело давались портретистам.

[identity profile] anna-bpguide.livejournal.com 2020-09-14 03:34 pm (UTC)(link)
Не столь трудно, сколь нечего там рисовать, не дама же )))

[identity profile] anna-bpguide.livejournal.com 2020-09-14 06:32 am (UTC)(link)
И, кстати, что значит "отказывались от фамилий"?


Вот хорошая история https://anna-bpguide.livejournal.com/52966.html
Фамилии, во-первых, у горожан были, а во-вторых, во многих случаях имя, указание на профессию или происхождение были важнее фамилии в нашем понимании.

[identity profile] burrru.livejournal.com 2020-09-14 06:56 am (UTC)(link)
Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт - а не Санти, Буонаротти, ван Рейн. Принципиально именовали себя не по фамилии. Тициан тоже. Леонардо отчасти.

История замечательная, спасибо!!

[identity profile] anna-bpguide.livejournal.com 2020-09-14 06:58 am (UTC)(link)
Они не "отказывались". Они ЕЩЁ в них нужды не имели. Точнее, государство не имело нужды в перечислении их по фамилиям.
Как я себе это представляю.

[identity profile] burrru.livejournal.com 2020-09-14 07:04 am (UTC)(link)
Нет. Их современники и предшественники пользовались только фамилиями. Это характерно для Возрождения - следовали грекам.

[personal profile] borisk (from livejournal.com) 2020-09-14 01:53 pm (UTC)(link)
Они не пользовались родовыми прозвищами по месту рождения, это не совсем фамилия.

Сравним: братья Лимбурги. Это по месту рождения, фамилия у них другая.

А вот Леонардо да Винчи через некоторое время уже было не важно, что у его семьи было имение в Винчи.

Как только прозвище по месту рождения отпадает, отечеством художника становится мир искусства. Есть только один Леонардо, и дудки.

[identity profile] burrru.livejournal.com 2020-09-14 02:46 pm (UTC)(link)
Буонаротти, Санти, Вечеллио, ван Рейн - не прозвища по месту рождения.

[identity profile] gern-babushka13.livejournal.com 2020-09-14 08:41 am (UTC)(link)
Хорошо бы смотрелся в наступающем сезоне, очень модерново. Кажется, это кусок ткани, специфически задрапированный, скрученный?

[identity profile] burrru.livejournal.com 2020-09-14 08:48 am (UTC)(link)
Гораздо сложнее стал в какой-то момент.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаперон_(головной_убор)