burrru: (Default)
[personal profile] burrru
Микеланджело изваял скульптуру "Моисей" для гробницы папы Юлия Второго. В этой скульптуре, как и во многих других своих работах, Микеланджело использует язык тела. Великий мастер с помощью незаметных на первый взгляд анатомических деталей передает зрителям важную информацию. Поза Моисея не случайно выбрана для места упокоения Юлия Второго - это отсылка к выражению "перст Божий", которое в Библии упоминается перед отдыхом на седьмой день недели.

Исход, 31:16-18
16. и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный;
17. это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился.
18. И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим.



Посмотрим внимательно на правую руку Моисея. На ней Микеланджело изобразил маленькую мышцу (в синем кружке). Эта мышца шевелится только в одном случае: когда безымянный палец опущен, а мизинец поднят. Проведите эксперимент: посмотрите на свою руку, не важно правую или левую. Опустите безымянный палец и пошевелите мизинцем вверх и вниз. Практически сразу вы увидите, как щевелится эта мышца.

Выражение "перст Божий" впервые упонимается в Библии тоже в связи с Моисеем, когда речь идёт о третьей казни Египетской.

Исход 8:16-20

16. И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри жезл твой и ударь в персть земную, и сделается персмь мошками по всей земле Египетской.
17. Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской.
18. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте.
19. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.
20. И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение.

В моей книжке одна из глав посвящена тому, как Микеланджело использует язык тела. Книжку по-русски можно бесплатно скачать по этой ссылке.
https://drive.google.com/file/d/1_zhfxKhWoD_X40Ua2WSKbm11mR_l3P8m/view
Если книжка придется по душе, рекомендуйте её друзьям и знакомым. Понимание искусства делает людей мудрее и лучше.

Книжку по-английски можно купить на Амазоне.
https://www.amazon.com/Art-Histories-Alexander-Shapiro-ebook/dp/B092TSTVSC

Date: 2022-11-27 03:20 am (UTC)
From: [identity profile] alexanderr.livejournal.com

ваял с натуры, вот правильные мышцы и получились.

на голове, однако, легко увидеть рога.

интересно, с какой натуры они примерно могли быть взяты. и насколько это все достоверно. может, они
расположены, например, неправильно. не под тем углом, не той длинны, не той толщины.
как определить?

Date: 2022-11-27 03:27 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
В книжке написано:
"Феноменальное, фантастическое мастерство Микеланджело — это второе, что мы
замечаем в этой скульптуре. А первое — это рога. У Моисея на голове рога.
Почему?
Вина целиком и полностью на святом Иерониме, переводчике Библии. На иврите
слова "луч" и "рог" пишутся одинаково. В оригинале сказано, что когда Моисей
спустился с горы Синай со скрижалями, его лицо лучилось. В переводе лицо
пророка стало рогато."

Date: 2022-11-27 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] alexanderr.livejournal.com

понятно, спасибо

но все равно интересно, как именно был сделан выбор формы рогов,
размеры и так далее. чтобы они, например, были, но не устрашали.
казалось бы, здесь вариантов очень много. или есть свои каноны тоже
и правила?

наивно кажется, что их можно было бы сделать гораздо меньше, ну как
такие шишки небольшие.

Date: 2022-11-27 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com

Я напишу отдельный пост про рога.

Date: 2022-11-27 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com
Какая связь между это перстом Божиим и мизинцем Моисея?
Есть ли какие-нибудь доказательства, что Микеланджело что-либо подобное имел в виду?

Мне представляется что его больше интересована анатомия как таковая, без символики и тайнописи.

Date: 2022-11-27 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Доказательств нет и быть не может — Микеланджело не оставил комментариев к своим трудам.

Есть множество случаев, когда он метафорически использует язык тела. Разумно предположить, что это один из них.

Date: 2022-11-28 09:42 pm (UTC)
From: [identity profile] ex0rtodox.livejournal.com

Спасибо! Вышел на Ваш пост благодаря клеверу ИП. Очень интересная тема.
А насчёт "рогов" — в Библии их точно их два? Странно это.

Date: 2022-11-29 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] light-on-tunnel.livejournal.com

Скачала Вашу книгу, мельком просмотрела. Есть упоминание об уникальной технике серебряной иглы. Многие художники Германии, Италии, Нидерландов использовали эту технику. В данный момент в голове крутится "Саския" Рембрандта.


Image

Спасибо за книгу.

Date: 2022-11-29 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Спасибо на добром слове.

Согласен, техника редкая, но не уникальная.

Date: 2022-11-29 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] light-on-tunnel.livejournal.com

интересно, считала если техника особая, то она и есть уникальная — я ошибаюсь?

Date: 2022-11-29 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com

Техника редкая, но, вероятно, не настолько, чтобы считать уникальной.

Date: 2022-11-29 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] light-on-tunnel.livejournal.com

Да, Вы правы. В книге Б.Р. Виппер в разделе графика сказано о работе старых мастеров. Да, редкая, но не уникальная. Спасибо, что поправили меня.


Date: 2022-12-27 02:33 am (UTC)
From: [identity profile] marvellous-lynx.livejournal.com
Вы, кажется, смешиваете два различных значения слова "уникальный" применительно к художественной технике.

Уникальная техника с обиходной точки зрения — единственно используемая, допустим, только этим художником.
Тогда да, может получиться сочетание "редкая, но не уникальная", в значении, что другие художники тоже ее использовали, но не многие.

"Уникальная художественная техника" может иметь ещё значение — так эти слова используются у художников, это профессионализм, наверное, — графическая техника, при которой получаются уникальные, единственные и неповторимые ни при каких обстоятельствах оттиски, не идентичные и зачастую в единственном экземпляре (в отличие от, допустим, гравюры, где возможен тираж — и при этом все работы одинаковые, при этом не надо путать, при некоторых техниках тоже возможен тираж, но оттиски тоже будут друг от друга отличаться и поэтому это будут тоже уникальные техники). Поскольку вы говорите о технике серебряной иглы и на вид — по представленной картинке — я могу предположить, что это как раз такая техника. Уникальная графическая. В этом смысле уникальная. А не в том, что никто больше это не делал.

П.с. ещё перечитала ваш комментарий. Именно так, как я и говорю, именно в этом значении говорит автор книги про уникальную графическую технику. Это сложившееся понятие. А вы тут поправляете автора книги — Виппер — который как раз знает, что говорит.
Edited Date: 2022-12-27 02:37 am (UTC)

Date: 2022-12-01 05:57 am (UTC)
From: [identity profile] resonata.livejournal.com
Я за эти рога чуть не вылетела из богословского института. На всю жизнь запомнила потом. Спасибо за книгу!

Date: 2022-12-22 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] evg25.livejournal.com

Но почему именно это перст божий? Вот тут не та поза, например:

Date: 2022-12-22 11:07 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com

Тут пальцы в естественном положении. А у Моисея опущен безымянный палец и приподнят мизинец. Так редко бывает.

Page generated Apr. 8th, 2026 02:56 pm
Powered by Dreamwidth Studios