burrru: (Default)
[personal profile] burrru
Выражение «львиное сердце» означает мужество и рыцарскую отвагу, а образ смелого короля-рыцаря уже стал одним из стереотипов поп-культуры. В этом есть некоторая ирония, поскольку король Ричард Первый получил прозвище Львиное Сердце за звериную жестокость. Так его стали называть после того, как во время крестового похода он казнил более двух тысяч заложников, не получив за них выкупа. Но воевал Ричард Львиное Сердце много и умер от заражения раны, полученной в бою.

Вообще, за всю историю Англии со времен её завоевания норманнами лишь один английский король погиб в бою – Ричард Третий. Это произошло в 1485 году во время битвы при Босурте. Во время этого решающего сражения один из союзников короля перешел на сторону его противника, графа Ричмонда. Положение Ричарда Третьего стало критическим и он воспользовался последним шансом, чтобы выиграть битву – сам попытался убить Ричмонда. Эта фантастическая попытка была близка к успеху: проявив чудеса храбрости и одолев нескольких противников, Ричард Третий прорвался к Ричмонду, убил стоявшего рядом с ним знаменосца, но был сам убит.

Именно во время этого кульминационного эпизода в хронике Шекспира «Ричард Третий» главный герой и произносит одну из самых известных фраз в мировой литературе: "A horse! a horse! my kingdom for a horse!" – "Коня! Коня! Всё царство за коня!". Чтобы понять смысл этой фразы, прочитаем сцену, где она звучит.

Сцена 4
Другая часть поля
                Шум битвы. Входит Норфолк с войсками.
                К нему обращается Кэтсби.
Кэтсби
        На помощь, добрый Норфолк, помогите!
        Король творит отвагой чудеса,
        Стремясь любой опасности навстречу.
        Повержен конь, он пешим бой ведет
        И к Ричмонду стремится в глотке смерти.
        Спасите, лорд, иначе всё пропало.
                Шум битвы. Входит король Ричард.
Король Ричард
        Коня! Коня! Всё царство за коня!
Кэтсби
        Бегите, сир! Вас проведу к коню.
Король Ричард
        Раб! Жизнь свою на кон бросая,
        Перед костями смерти устою.
        Шесть ричмондов, я думаю, на поле.
        Я пятерых сразил, но не его.
        Коня! Коня! Всё царство за коня!
               Уходят

Что же нужно Его Величеству? Кэтсби думает, что король хочет сбежать. Это, безусловно, не так: король говорит, что не боится сражаться в решающий момент. Возможно, король ищет коня, чтобы продолжить бой верхом? Тоже маловероятно: в этом случае он последовал бы за Кэтсби к коню. Кроме того, Ричард говорит: "И перед риском смерти устою" (в оригинале: "And I will stand the hazard of the die"). Это столь любимая Шекспиром игра слов: слово stand, имеющее значение и "выдержать", и "стоять", здесь намекает на то, что король продолжит бой пешком.

Чтобы понять значение фразы "Коня! Коня! Всё царство за коня!", надо учесть, что язык Шекспира богат всевозможными литературными изысками. К примеру, что означают слова: "Шесть ричмондов, я думаю, на поле. Я пятерых сразил, но не его."? О каких шести ричмондах идёт речь? Дело в том, что в пятнадцатом веке в бою было легко отличить дворян высокого ранга: они сражались в доспехах и верхом. Поэтому, говоря о шести ричмондах, Ричард имеет в виду шесть тяжеловооруженных всадников в неприятельском войске, состоящем приблизительно из пяти тысяч человек. Один из этих шести рыцарей – граф Ричмонд, но во время боя, конечно же, их непросто различить между собой. В то же время, отличить их от всех остальных не составлят труда – это всадники. И теперь становится понятен смысл фразы Ричарда: ему нужен не конь, а всадник! Он хочет сразиться с последним, шестым всадником, который и должен быть графом Ричмондом.

В этом эпизоде Шекспир дважды использует один и тот же литературный приём: называет целое по его части. Так, ричмондами названы шесть всадников, только один из которых Ричмонд, а конём назван всадник. Этот приём называется «синекдоха» и часто встречается в самых разных случаях. К примеру, клинком называют меч, кровом – дом, лицом – человека и. т. п.

Забавный случай связан с экранизацией "Ричарда Третьего" 1952-го года. Этот фильм вошёл в историю шоу-бизнеса США, как первый полнометражный художественный фильм, показанный по телевидению до проката в кинотеатрах. Ричарда Третьего сыграл великий актёр Лоуренс Оливье. Говорят, актёра чуть не хватил удар, когда в первой же рекламной паузе он услышал, что какой-то автомобиль обладает большей мощностью, чем все кони в этом фильме, вместе взятые.

SCENE 4
Another part of the field
              Alarum; excursions. Enter NORFOLK and forces; to him CATESBY
CATESBY
       Rescue, my Lord of Norfolk, rescue, rescue!
       The King enacts more wonders than a man,
       Daring an opposite to every danger.
       His horse is slain, and all on foot he fights,
       Seeking for Richmond in the throat of death.
       Rescue, fair lord, or else the day is lost.
               Alarums. Enter KING RICHARD
KING RICHARD
       A horse! a horse! my kingdom for a horse!
CATESBY
       Withdraw, my lord! I'll help you to a horse.
KING RICHARD
       Slave, I have set my life upon a cast
       And I will stand the hazard of the die.
       I think there be six Richmonds in the field;
       Five have I slain to-day instead of him.
       A horse! a horse! my kingdom for a horse!
               Exeunt
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2006-12-04 02:16 am (UTC)
From: [identity profile] civil-engineer.livejournal.com
Wow! Еще одним историческим мифом меньше. Иногда думаю что в школьной истории были правдивы лишь даты.

Date: 2006-12-04 06:26 am (UTC)
From: [identity profile] infiserjik.livejournal.com
Классно! Спасибо.

Date: 2006-12-04 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] sherlock7-r.livejournal.com
Да, блестящее исследование. Трактовка совершенно неожиданная, но вторая строка текста сомнений не оставляет. Я бы только добавил, что не только "слово stand, имееет значение и "выдержать", и "стоять", но и слово "die" здесь явно означает игральную кость (а смерть только обозначает). И переводиться оно, на мой взгляд, должно как "И я рискну принять вызов Судьбы" (увы, ритмический вариант в эту минуту мне в голову не приходит.

Date: 2006-12-04 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Очень тонко подмечено. Большое спасибо!

(no subject)

From: [identity profile] sherlock7-r.livejournal.com - Date: 2006-12-04 08:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burrru.livejournal.com - Date: 2006-12-04 08:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sherlock7-r.livejournal.com - Date: 2006-12-04 08:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burrru.livejournal.com - Date: 2006-12-04 09:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] white-lee.livejournal.com - Date: 2006-12-05 10:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burrru.livejournal.com - Date: 2006-12-05 10:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cema.livejournal.com - Date: 2006-12-04 05:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] znak.livejournal.com - Date: 2006-12-05 10:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cema.livejournal.com - Date: 2006-12-05 10:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] znak.livejournal.com - Date: 2006-12-05 03:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cema.livejournal.com - Date: 2006-12-05 05:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2006-12-05 07:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] znak.livejournal.com - Date: 2006-12-05 07:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burrru.livejournal.com - Date: 2006-12-05 07:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cema.livejournal.com - Date: 2006-12-05 08:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] beyba.livejournal.com - Date: 2006-12-10 05:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-12-04 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] leffe-brune.livejournal.com
Я где-то это уже слышал/читал. Возможно даже от тебя. :)

Date: 2006-12-04 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
[livejournal.com profile] allissa когда-то ссылку упоминала с идеей про синекдоху. Там была какая-то странная теория заговора о двойниках Ричмонда. А я интересуюсь в последнее время "Ричардом Третьим". Кстати, тебе не попадались подробные комментарии?

(no subject)

From: [identity profile] allissa.livejournal.com - Date: 2006-12-04 09:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burrru.livejournal.com - Date: 2006-12-04 09:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] allissa.livejournal.com - Date: 2006-12-04 11:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burrru.livejournal.com - Date: 2006-12-04 11:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] allissa.livejournal.com - Date: 2006-12-04 09:12 am (UTC) - Expand
(deleted comment)
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] burrru.livejournal.com - Date: 2008-10-17 07:19 am (UTC) - Expand

Date: 2006-12-04 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] mlg-vne.livejournal.com
спасибо, Саш!
так и хочется написать словами современников: "Афтар, пиши исчо!"

Date: 2006-12-04 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Рад, что понравилось.
Попробую. Метку "главы", набравшись смелости, добавил.

Date: 2006-12-04 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] zhuk-zhuzhuk.livejournal.com
Прочитал с огромным интересом, блестяще!
Вот только вопрос у меня появился немного не в тему. А что в 52-м году уже были рекламные паузы?

Date: 2006-12-04 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Спасибо. Думаю, были.

Date: 2006-12-04 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] samgad.livejournal.com
Интересно, спасибо.

Date: 2006-12-04 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] quod-sciam.livejournal.com
Вот, теперь я поняла, что искать - поищу нынче на кафедре (я по причине ремонта живу не дома, ни компьютера своего, ни записей).
А о том, что Оливье на съёмках этого фильма из-за отмены дубля перерубил мечом осветительную стойку, Вы, наверное, знаете.

Date: 2006-12-04 09:19 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
С этой сценой все относительно понятно. А, вот, десять строк перед ней содержат (я убеждён) игру слов, которую точно не переводили на русский язык. У меня есть догадки, но хотелось бы, конечно, узнать академическое мнение.

Нет, не знаю. Что за история?

(no subject)

From: [identity profile] quod-sciam.livejournal.com - Date: 2006-12-04 10:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burrru.livejournal.com - Date: 2006-12-04 10:38 am (UTC) - Expand

Date: 2006-12-04 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] halom.livejournal.com
Совершенно замечательное наблюдение. Давно такого удовольствия от интерпретации не испытывал. Благодарю!

Date: 2006-12-04 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] klopk.livejournal.com
Прекрасно!

А вы читали "Daughter of time" by Josephine Tey?

Date: 2006-12-04 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] allissa.livejournal.com
Ой, это совершенно прекрасная книга, Ричарда с тех пор очень жалко.

From the records of the town of York

From: [identity profile] klopk.livejournal.com - Date: 2006-12-04 09:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burrru.livejournal.com - Date: 2006-12-04 10:00 am (UTC) - Expand

Date: 2006-12-04 10:59 am (UTC)
From: [identity profile] snark-44.livejournal.com
Очень здорово. Молодец.

Date: 2006-12-04 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] a-sch.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2006-12-05 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] furrr.livejournal.com
Спасибо, очень интересно было и есть. Спасибо.

Date: 2006-12-05 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] kachanov.livejournal.com
че-то по-моему заумь какую-то вы выдумали. Ричард просит коня, чтобы продолжить бой верхом. С какой стати ему бороться пешим с всадниками?

Date: 2006-12-05 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
С всадником. Одним, последним. И ему добраться до этого всадника важнее, чем найти коня.

(no subject)

From: [identity profile] kachanov.livejournal.com - Date: 2006-12-05 11:02 am (UTC) - Expand

Date: 2006-12-05 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
Про шесть Ричмондов -- я бы проверил вот какую вещь: на поле боя рыцаря 15 века узнать было как раз проще простого, он был весь увешан и разукрашен цветами и изображениями своего герба. Так вот, не было ли в тот день на этом поле боя шести именно РИЧМОНДОВ, то есть рыцарей, носивших герб этой семьи? Вещь, кстати, вполне возможная, так как, кроме собственно рыцаря, его цвета носил (гарантированно) его оруженосец и, как правило, воины, входившие в его "копье" (lance) -- а их как раз и было от ШЕСТИ до десяти, включая командира...

Date: 2006-12-05 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Возможно. Спасибо, проверю.

(no subject)

From: [identity profile] arusinov.livejournal.com - Date: 2006-12-05 12:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_haldyr_/ - Date: 2006-12-06 07:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burrru.livejournal.com - Date: 2006-12-06 09:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexcohn.livejournal.com - Date: 2007-01-15 03:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burrru.livejournal.com - Date: 2007-01-15 05:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-12-05 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] ex-shushuny.livejournal.com
Блестяще!
Спасибо, так интересно!
Как и предыдущий комментировавший, тоже подумала вначале, что шесть ричмондов-- должно быть о воинах с гербами / в цветах Ричмондов.

Date: 2006-12-05 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Да, я обязательно проверю.

увы, не убеждает

Date: 2006-12-05 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] svilar.livejournal.com
Чуть раньше говорится: "His horse is slain". Естественно, ему нужен новый конь. И очень маловероятно, что на небольшом пространстве текста одно и то же слово используется сначала в прямом значении, а потом -- в переносном, причем с сильно неочевидным смыслом.

Re: увы, не убеждает

Date: 2006-12-05 10:30 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Не так уж маловероятно. Seeking for Richmond - речь идет о графе Ричмонде, значение прямое. А пять строчек спустя: I think there be six Richmonds in the field - и речь уже идет о всадниках, похожих на Ричмонда, значение переносное.

Re: увы, не убеждает

From: [identity profile] antoon-rus.livejournal.com - Date: 2006-12-05 12:34 pm (UTC) - Expand

Re: увы, не убеждает

From: [identity profile] burrru.livejournal.com - Date: 2006-12-05 08:16 pm (UTC) - Expand

Re: увы, не убеждает

From: [identity profile] geish-a.livejournal.com - Date: 2006-12-06 05:07 am (UTC) - Expand

Date: 2006-12-05 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] arusinov.livejournal.com
До чего ж изысканное толкование...Слишком изысканное.
Говорит конь, а подразумевает партия всадник...
И считать, что во всей вражеской армии 5,000+ человек остался один единственный человек на коне - ну в самом деле?! И как, собственно, Ричард думает до него добраться и тем более убить - если он сам пеший? Он что думает, что Ричмонд подождёт его и спешится для такого случая?

По-моему, ситуацию надо рассматривать, не занимаясь буквоедством (в каком смысле "стэнд"), а рассматривая психологию главного героя:
Он просит коня для продолжения боя, ему уже 'пофик' - царство, не-царство, пусть берёт, кто хочет, только бы добраться до врага и зарубить. А ему говорят: "пойдёмте, у меня есть для Вас конь, чтобы смыться". Ну он и отвечает - иди мол, и далеко иди... за конём

Date: 2006-12-05 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
У Шекспира игра слов встречается на каждом шагу. Здесь, к примеру, она в словах cast-die и Richmond. Я не вижу оснований предполагать, что Ричард неожиданно начал говорить прямым текстом.

(no subject)

From: [identity profile] arusinov.livejournal.com - Date: 2006-12-05 11:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burrru.livejournal.com - Date: 2006-12-05 08:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-12-05 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] gardenerm.livejournal.com
маловато всадников у Вас получается.
например, в битве при Гастингсе, у Вильгельма было по разгым ценкам от 4 до 12 тысяч конницы.
а битва при Босуорте вообще была аристократической разборкой.
так что трактовка спорная.

Date: 2006-12-05 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Маловато. Подсказывают, что, возможно, речь идет о шести всадниках, носивших цвета Ричмонда.

(no subject)

From: [identity profile] gardenerm.livejournal.com - Date: 2006-12-05 11:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burrru.livejournal.com - Date: 2006-12-05 11:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gardenerm.livejournal.com - Date: 2006-12-05 11:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burrru.livejournal.com - Date: 2006-12-05 11:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] arusinov.livejournal.com - Date: 2006-12-05 11:22 am (UTC) - Expand

Date: 2006-12-05 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] ester-li.livejournal.com
Еще одним литературным мифом стало больше. Жизнь, ты прекрасна :)))

Date: 2006-12-05 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] andreylv.livejournal.com
да, очень, очень интересно - как версия. но не менее правдоподобной мне кажется и версия про коня для продолжения битвы - ведь пешему с конным очень, очень трудно сражаться (особенно если конь выученный, а пеший в тяжелых доспехах, т.е. малоподвижен, а у конного есть копье, ну и так далее)

Date: 2006-12-05 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Возможно. Но в этом случае картина выглядит так: посреди битвы Ричард остаётся без коня и пробивается назад, чтобы найти коня и вернуться в сражение. При этом, он не солдат: его единственная цель - последний "ричмонд". В общем, трудно выбрать.

Date: 2006-12-05 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] dizel.livejournal.com
Спасибо, очень интересное толкование. А как Вы относитесь к тому, что использован именно неопределенный артикль перед словом horse? В традиционной трактовке это звучит очень уместно - для продолжения битвы Ричарду подойдет любой конь. А в Вашей - Ричард должен был бы, по-моему, говорить "the horse" - ведь ему нужен совершенно определенный всадник.
С точки зрения ритма проблем с определенным артиклем нет.

Date: 2006-12-05 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Увы, артикль не может помочь выбрать: в синекдохе тоже используется именно неопределённый.

(no subject)

From: [identity profile] geish-a.livejournal.com - Date: 2006-12-06 05:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burrru.livejournal.com - Date: 2006-12-06 06:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] geish-a.livejournal.com - Date: 2006-12-06 03:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] beyba.livejournal.com - Date: 2006-12-10 05:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-12-05 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] a-garvey.livejournal.com
Только вчера посмотрел вот эту (http://www.imdb.com/title/tt0114279/) экранизацию Ричарда III, а перед этим еще перечитывал Старого Ворчуна (http://www.abhoc.com/arc_vr/2000_07/52.html). Сам по себе фильм интересен, но трактовка все таки покоробила.

А с конем я бы все же остановился на версии, что Ричарду он был нужен просто чтобы вернуться в бой и добраться до Ричмонда - исходя из "бритвы Окама"

Date: 2006-12-05 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Я как раз собираюсь читать "Дочь времени".

Да, это возможно. Но получается, что его спешили, и он после этого пробивается назад - найти коня, чтобы на коне вернуться обратно. Тоже не самые простые действия, особенно учитывая, что остался последний "ричмонд".

Date: 2006-12-05 11:41 pm (UTC)
From: [identity profile] thedixon.livejournal.com
6 ричардов кстати это по 6 сторонам кубика.

Date: 2006-12-06 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] pauldol.livejournal.com
Однако!
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

burrru: (Default)
burrru

March 2022

S M T W T F S
  12345
67 8910 1112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 12th, 2025 08:17 pm
Powered by Dreamwidth Studios