burrru: (Default)
[personal profile] burrru
Две с половиной тысячи лет назад к великому афинскому правителю Солону пришел племянник и прочитал новую оду Сапфо. Солон попросил прочитать еще раз. А потом еще несколько раз. Когда племянник спросил, зачем повторять, Солон ответил, что не хочет прожить остаток дней, не зная этого стихотворения наизусть.

Будем честны, мы читаем стихи и слушаем песни ради приятных ощущений. Важно понимать, что есть два основных вида таких ощущений: физиологическое удовольствие и интеллектуальная радость.

С физиологическим удовольствием все просто. Человек - существо циклическое. Раз в секунду стучит сердце, раз в несколько секунд моргают глаза, несколько раз в минуту вдыхают воздух лёгкие, четыре-пять раз в день желудок принимает пищу, а раз в сутки всё спит. И поэтому человек отлично резонирует на песенки, скажем, группы АББА или Битлз, где ритмично постукивает бас, в цикле меняются аккорды, рифмуются строчки, повторяется припев. И вслед бодрой мелодии человек начинает покачивать головой, притопывать ногой, а бывает что и подпевать. Действительно, приятно.

Но есть и другая разновидность приятных ощущений. Начинается она с восхищения чем-то исключительно глубоким, нетривиальным и, как правило, сложным для понимания с первого раза. В итоге человек чувствует радость от понимания, от восхищения, от сопричастности к культуре, в которой был создан подобный шедевр, от того, что этот шедевр стал частью самого человека.

Эта интеллектуальная радость встречается нечасто, потому что она требует не только усилий, но готовности и даже желания меняться. Многие люди с возрастом теряют способность к таким чувствам. Плата за это велика - время ускоряется, а праздники тускнеют.

Что делать, чтобы сохранить или вернуть способность к интеллектуальной радости? Слушать Щербакова, читать Бродского. Несколько раз одну и ту же песню, одно и то же стихотворение. Разбираться, привыкать.

Мы не знаем, как полностью звучала ода, которую слушал Солон. Начиналась она так:

Тот, сидящий против тебя так близко,
он, как будто, счастьем подобен богу:
он, наверно, сладкий твой слышит голос,
слышит желанный

смех – но только всё это здесь, напротив,
мне шальное сердце в груди пугает,
ведь, едва взгляну на тебя украдкой,
слова не молвить:

то, застыв, язык цепенеет, тонкий
жар не то внезапно бежит под кожей,
застит веки мои морока, уши
гул наполняет

так, что холод дрожью меня промозглой
всю, всю-всю свивает, былья бледнее
я, и малость лишь отстаю от смерти,
малость... как будто.

Всё, что нужно, стерпишь, а всё, что после...

Date: 2021-07-31 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment), Музыка (https://www.livejournal.com/category/muzyka?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2021-07-31 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] nebotticelli-xl.livejournal.com
На знаменитом диске Тухманова (семидесятые годы) другой перевод.

Date: 2021-07-31 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Переводов много, мой наиболее точный и проработанный.
https://burrru.livejournal.com/86453.html
https://burrru.livejournal.com/86561.html

Date: 2021-07-31 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com
Замечу, что ощущение понимания тоже в некоторой степени физиологическое, поскольку может быть индуцировано психоактивными веществами.

Date: 2021-07-31 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Любопытно, а есть ощущения, которые нельзя индуцировать психоактивными веществами?

Date: 2021-08-01 02:53 am (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com
По идее, таких быть не должно, поскольку переносчиками ощущений являются нейромедиаторы, а вроде бы известны вещества, влияющие на любой из нейромедиаторов в ту или иную сторону.

Date: 2021-07-31 10:36 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Замечательно, спасибо.

Date: 2021-08-01 05:03 am (UTC)
From: [identity profile] antimeridiem.livejournal.com
> И поэтому человек отлично резонирует на песенки, скажем, группы АББА или Битлз

Нет, песни АББА или Битлз не потому прекрасны, что они ритмичны. Мало ли ритмичного! Они придумали мелодии. Мелодия – центр красоты.

> И вслед бодрой мелодии

Это риторический прием) "Бодрый" - в смысле тупой, типа будильника. Не представляю, как можно не понимать, что мелодии Битлз не "бодрые".

Разумеется, я говорю не о ВСЕХ песнях АББА или Битлз. О некоторых. У АББЫ их мало, у Битлз - много.

Date: 2021-08-01 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] nuladno.livejournal.com
а вот и здорово, что мы не знаем, что там после. Так гораздо лучше и вернее.

Date: 2021-08-01 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Пожалуй. Мне сложно представить лицо и руки Ники Самофракийской.

Date: 2021-08-01 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] klausnick.livejournal.com
Спасибо за разъяснение!

Date: 2021-08-01 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] scaredy-cat-333.livejournal.com
> И поэтому человек отлично резонирует на песенки, скажем, группы АББА или Битлз, где ритмично постукивает бас, в цикле меняются аккорды

Немалая часть удовольствия при знакомстве с Битлз, помнится, состояла — для меня лично — именно в открытии нового: оказывается, можно ещё и так. А вот от Аббы такого не возникало: очень приятные но не удивительные ритмы.

Date: 2021-08-01 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Говорят, у Битлз гармонии посложнее. Но принципиальной разницы нет.

Date: 2021-10-08 12:08 am (UTC)
From: [identity profile] scaredy-cat-333.livejournal.com
А визжать в микрофон?
То есть это не ритм, да. Но было много таких штук, что не слышал и не ожидал. Сейчас помню только общее впечатление, без конкретики…

Date: 2021-08-01 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] tseytlin.livejournal.com
Туда же - радость понимания какой-нибудь особенно красивой математической формулы.
Ну или, например, когда я в 31 год изучал и осваивал Object Oriented. Такого восторга у меня, пожалуй, никогда не было.

Date: 2021-08-01 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Да, с наукой так. Недавно прочитал физическое доказательство теоремы Пифагора. Для физиков площадь треугольника из соображений размерности пропорциональна квадрату гипотенузы, помноженному на какой-то зависящий от угла коэффициент.

Опустим из прямого угла высоту на гипотенузу. Она разделит большой треугольник на два подобных ему маленьких - у всех одинаковые углы. То есть, площадь большого треугольника = c^2 * k(alpha) = a^2 * k(alpha) + b^2 * k(alpha). Сокращаем коэффициенты, получаем теорему.

У меня, извините за нескромность, PhD по математике и сопутствующие регалии, но я прифигел от того, как из общих прикидочных физических соображений можно моментально вывести точную формулу.

И, конечно же, восторг от понимания музыки. Я раза три переслушивал первую половину курса How to listen and understand great music, и весь курс Bach and the high baroque. Открывает глаза.
Edited Date: 2021-08-01 12:06 pm (UTC)

Date: 2021-08-01 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] nick-petvi.livejournal.com
простое утверждение, что все законы природы должны выражатся как функции от безразмерных комбинаций параметеров. природа не зависит от системы единиц. такими методами можно очень нетривиальные проблемы решать. ссылка новая но задачу решили в 1948, как только Life опубликовал кинограмму первого взрыва.
https://www.atmosp.physics.utoronto.ca/people/codoban/PHY138/Mechanics/dimensional.pdf

Date: 2021-08-02 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] tata-akivis.livejournal.com
Саша, замечательный перевод, очень лёгкий стих получился, летящий.

Песни Щербаков и стихи Бродского действительно становятся частью тебя самого. И наслаждения от их восприятия мало с чем сравнимое. Некоторые действуют буквально на физиологическом уровне: дыхание перехватывает, а то и в жар бросает. Не раз испытано.

Помнишь, у СЛ: "Жалею тех, кто не читал совсем"? Его тексты — тоже редкостное наслаждение, хоть и не стихи.

Date: 2021-08-02 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Я старался. И ритм, и одно предложение — первые четыре строфы, и анжамбеманы, и трудноопредялемую легкость.

Да, в прозе, безусловно, СЛ. А его тексты о текстах это вообще мета-уровень понимания и восприятия.

Date: 2021-08-02 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] tata-akivis.livejournal.com
Что-то я опечаток насажала, извини. Позор на мою голову! (((
Исправить после твоего ответа уже не могу.

Date: 2021-08-02 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Ерунда

Date: 2021-08-07 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] inland-drive.livejournal.com
> СЛ

подскажите, пожалуйста, о ком речь.

Date: 2021-08-07 05:30 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Самуил Лурье. Он был светочем, что ли... И чудесным писателем тоже. И лектором.

Date: 2021-08-08 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] inland-drive.livejournal.com
Благодарю.

Date: 2021-08-08 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] tata-akivis.livejournal.com
Вчера был день памяти СЛ.
Отдельный пост написать не получилось, напишу здесь у тебя.

Ещё при первом исполнении на концерте песни "Что нам земной туман...", я обратила внимание на строфу:

"Разве что вот кого не отпущу во мрак:
несколько особей, смогших прожить не так,
как свора велит или стая.
Вместо бесчисленных символов и знамён
несколько ясных лиц и золотых имён,
однако графа непустая
".

И мне показалось, что среди этих нескольких ясных лиц и золотых имён СЛ непременно должен быть.

Светлая память.

Date: 2021-08-08 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Верю, он среди них. Будем помнить его и говорить о нем.

Date: 2021-08-08 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] tata-akivis.livejournal.com
Обязательно!
Это ведь тоже подарок нам от МЩ.

Date: 2021-08-16 09:19 am (UTC)
From: [identity profile] goblinnss.livejournal.com
Есть такое дурацкое словечко в современной музыке — прогрЕссив. Это например когда есть рок — просто рок, а есть прогрессив рок — вроде то же самое, но сложнее ритмы, мелодии, тексты, соответственно требуются более талантливые композиторы, более виртуозные исполнители. Вот мне кажется Щербаков это такой прогрессив-бард.

Date: 2021-08-19 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Последние 16 дисков записаны не с гитарой. Словарный запас существенно богаче ксп. Припевы практически отсутствуют (3 или 4 на ~350 песен). Метрическое разнообразие на порядок выше ксп. Слишком много отличий.
Page generated May. 23rd, 2025 05:21 am
Powered by Dreamwidth Studios