burrru: (me)
[personal profile] burrru
Законы линейной перспективы очень просты: выберите справа и слева от картины по одной точке и сведите к ним все горизонтальные линии образа. Если эти две точки будут высоко, то получится вид сверху, а если низко - снизу.

Perspective

Знание законов перспективы использовали многие художники Возрождения. Но наиболее примечателен в этом Андреа Мантенья. В своём родном городе Падуа в капелле Овертари он нарисовал серию фресок об апостоле Иакове. Одну из фресок часто называют «Апостол Иаков по дороге на казнь».

St. James miracle

Легко видеть, что точки перспективы расположены настолько низко, что вся сцена выглядит как вид с земли. Почему? За полтысячи лет люди подзабыли язык мастеров Возрождения, но мы по мере сил попробуем его... возродить, да?

Во-первых, название фрески не совсем такое - точнее её называть «Miracolo di san Giacomo», то есть «Чудо апостола Иакова». Что же это за чудо? Согласно легенде, апостол Иаков был приговорён к смерти по обвинению писца Иосии. По пути на казнь Иосия сопровождал Иакова. Когда они проходили мимо одного паралитика, тот обратился к апостолу с просьбой об исцелении. Иаков исцелил паралитика, а писец, увидев это чудо, бросился перед апостолом на колени и попросил его окрестить. Апостол окрестил писца, и в конце пути их казнили уже обоих.

Во-вторых, как мы уже заметили, точки перспективы расположены крайне низко. А в-третьих, напрашивается вопрос - если это чудо исцеления паралитика, то где же сам паралитик?

И теперь становится понятен блестящий замысел Мантеньи: эта фреска представляет собой вид на чудо со стороны паралитика. Он, исцелённый, всё ещё лежит на земле и видит как новообращённый писец стоит на коленях, как апостол крестит его, как римские омоновцы прессуют толпу, как флаг замотался на древко, и небо где-то далеко. Жизни апостола и писца оканчиваются, а жизнь паралитика, фактически, начинается - какой он сделает выбор, когда встанет? куда пойдёт? кем будет?

Старые мастера хороши тем, что не только интересно рассказывают и позволяют сопереживать, но и задают важные вопросы. Надо только понимать их язык.

Самая известная картина Мантеньи, «Мертвый Христос», тоже хитроумно использует перспективу.

The_dead_Christ_and_three_mourners_by_Andrea_Mantegna

Здесь Мантенья сознательно искажает законы перспективы. Он делает ступни Христа намного меньше, чем положено по пропорциям перспективы, чтобы внимание зрителя было сосредоточено на теле, на лице и на едва заметном нимбе. Наглядно убедиться в искажении поможет кинематограф. У хороших режиссёров есть фишка - они частенько располагают один из кадров картины по какой-нибудь классической картине. Андрей Звягинцев в фильме «Возвращение» для такого приёма выбрал эту картину Мантеньи. И мы видим, что при правильной перспективе картина выглядела бы несравненно слабее.

Vozvrashhenie

Старые мастера особенно хороши тем, что знали, когда и как нужно нарушать правила. Надо только понимать их язык.

Date: 2019-07-30 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com
Фамилия "Мантенья", не будучи ударяема на последний слог, согласно текущим правилам русского литературного языка, склоняется.

Date: 2019-07-30 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Спасибо, поправлю!

Date: 2019-07-30 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] salariman.livejournal.com
Спасибо за пост! Включил в свой сборник фоторепортажей (https://salariman.livejournal.com/75619366.html)

Date: 2019-07-30 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com
Как мне кажется, намеренные очень сильные искажения перспективы, как на картине "Мертвый Христос", могли быть обусловлены предполагаемым размещением картины. Если на картину предполагалось смотреть сильно снизу вверх, то я бы ее просто анаморфной назвал.

Date: 2019-07-30 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Тут мы можем только предполагать. Мантенья не выставлял её и хотел разместить в своём склепе, но сыновья продали картину, чтобы покрыть долги. Как художник планировал склеп - не знаю.

Date: 2019-07-30 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com
Жалко.

Еще такая деталь: формулировка закона перспективы какая-то упрощенная для конкретного случая. Правильнее так: выберите горизонтальную линию, и сводите все группы "параллельных" прямых на изображении к точкам на этой линии. Очевидно, что если бы на нарисованном на иллюстрации кубе стоял другой куб, обращенный к зрителю гранью, то его горизонтальные ребра сходились бы в точке в центре линии, а вовсе не в одной из выделенных двух.

Date: 2019-07-30 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Верно, упрощённая. Для иллюстрации и на одном образе, чтобы как раз не вдаваться в подробности.

Date: 2019-07-31 12:36 am (UTC)
From: [identity profile] alexanderr.livejournal.com
вроде она потом вообще была уничтожена в 1944 году во время бомбардировки. интересно, как ее потом восстанавливали. вот например, цвета такие были или нет? может сравнивали с копиями или с другими картинами того же мастера?

версия про точку зрения исцеленного очень неожиданная и интересная! это ваша оригинальная мысль? мне понравилось

Date: 2019-07-31 05:12 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
По черно-белым фото и остаткам. Мысль моя, да. Спасибо!
https://it.wikipedia.org/wiki/Cappella_Ovetari

Date: 2019-07-30 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] afuchs.livejournal.com
Спасибо за Мантенью, я никогда раньше не видел этой фрески.

Эта легенда, о которой вы пишете, явно (и по многим свидетельствам) заимствована из книги "Legenda Aurea" Иакова Ворагинского. Больше, собственно, нигде и нет этого паралитика, насколько я понял.

Оригинальный текст (здесь в англ. переводе) отвечает на ваш вопрос:

"...he was led away to be beheaded. Along the road there lay a paralyzed man who called out to James, begging him to cure him. James said to him: "In the name of Jesus Christ, for whose faith I am led to execution, stand up cured and bless your Creator!" The man stood up and blessed the Lord.
The scribe who had put the rope around James's neck, and whose name was Josiah, saw this, knelt at the apostle's feet, asked for his pardon, and requested that he be made a Christian."
(Jacobus de Voragine, The Golden Legend, Princeton University Press (1993), trans. William Granger Ryan, Chapter 99, p. 391)

Вероятно, Мантенья изобразил паралитика на коленях перед Яковом, а Иосию рядом с ним в синем (если бы это был третий солдат, я полагаю, он был бы вооружён) держащим верёвку (хотя верёвка не на шее). Я не могу быть уверен в этом, возможно, что Иосия здесь уже на коленях, как вы предположили, но паралитик в этот момент уже стоит (иначе его исцеление вряд ли вызвало бы такой эффект и коленопреклонение с обращением Иосии). То есть паралитика мы находим либо стоящим на коленях перед апостолом, либо же стоящим за рамками картины; ни то, ни другое не подтверждает вашу интерпретацию.

Перспектива действительно сильно "занижена" даже, кажется, по сравнению с находившейся рядом фреской со сценой казни (я не знаю, на какой высоте в Оветари они находились*), но суть, я думаю, скорее в экспрессии, возвышенности сцены, чем в трюке с лежащим паралитиком. (https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c9/Ovetari%2C_storie_di_san_giacomo_o.jpg)

К тому же, мало кого интересует мнение и взгляд излеченного паралитика, когда рядом происходит обращение принимающего мученичество (его казнили вместе с Яковом по той же легенде за то, что он оказался проклинать имя Христа).

* Christiane L. Joost-Gaugier в книге Italian Renaissance Art: Understanding Its Meaning (Wiley 2013) пишет, что Мантенья опустил точку схода ниже нижнего края фрески, чтоб она совпала с реальной точкой зрения находящегося в церкви наблюдателя. В History of Art: The Western Tradition (Horst Woldemar Janson, Anthony F. Janson, Prentice Hall Professional 2004) в статье Andrea Mantegna перспектива червя трактуется в том же ключе, и авторы понимают сцену как сцену исцеления, а не сцену обращения (на коленях - паралитик).

Мне кажется, ваша трактовка придаёт методу излишнюю кинематографичность и несколько затрудняет понимание "языка старых мастеров", который она хочет пояснить. Кроме того, её легко оспаривают данные.
Edited Date: 2019-07-30 10:32 pm (UTC)

Date: 2019-07-31 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Большое спасибо!

Моя гипотеза объясняет осмысленное понижение перспективы - мне трудно поверить, что это сделано исключительно ради экспрессии и только в одной работе, и рядом с другой, где как раз это было бы не менее уместно. Я ещё подумаю, но не уверен, что соглашусь.

Кстати, почему разные источники пишут про перспективу червя? На мой взгляд, вертикальной сходимости нет, и это обычная линейная.

Date: 2019-08-01 09:01 am (UTC)
From: [identity profile] afuchs.livejournal.com
Я, пожалуй, неверно перевёл worm's eye view. Это общий термин, обозначающий "вид снизу", как и "птичий" - "вид сверху". Какая для этого нужна перспектива и какие ещё техники применять - решает художник, как я понимаю.

Вы встречали "перспективу червя" как обозначение именно нелинейной перспективы?

Date: 2019-08-01 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Да, трёхточечную перспективу иногда называют bird’s view сверху и worm’s view снизу.

Date: 2019-08-01 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] afuchs.livejournal.com
Я подозреваю, что имеется в виду применение трёхточечной перспективы для достижения эффекта "взгляд червя".
Интересно было бы узнать, кто и где использовал впервые это выражение.

Date: 2019-08-01 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Вебстер пишет, что впервые в 1848, в этом же значении.

Date: 2019-08-01 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] afuchs.livejournal.com
Причём все эти животные, похоже, английское изобретение, и более применимо к фотографии (где вопрос перспективы стоит совсем другим ребром).
По-итальянски это называется, кажется, di sotto in sù и имеет дословное значение, с соответствующим влиянием на перспективу (или без всякого влияния на неё).

Date: 2019-08-01 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Думаю, вы правы, это ближе к фотографии.

Увы, я не знаю, как строится sotto di su...

Date: 2019-07-31 03:37 am (UTC)
From: [identity profile] esya.livejournal.com
это, вообще, очень важно знать когда и как нужно нарушать правила

Date: 2019-07-31 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
О, да.

Date: 2019-07-31 04:06 am (UTC)
From: [identity profile] chieftain-yu.livejournal.com

Мне кажется, тот же кадр, снятый с использованием длиннофокусной оптики, приблизил бы соотношение размера ног и головы к картине Мантеньи.

Date: 2019-07-31 04:52 am (UTC)
From: [identity profile] amado.livejournal.com
А вот это было бы уже лишним. Слишком добросовестное воспроизведение скучно.

Date: 2019-07-31 05:10 am (UTC)
From: [identity profile] chieftain-yu.livejournal.com

Вполне возможно.
Но это бы показало, что законы перспективы как таковые не нарушены. Просто их проявление у Мантеньи непривычно обычному глазу.

Date: 2019-07-31 05:10 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Возможно. Этим пользуются в кино?

Date: 2019-07-31 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] chieftain-yu.livejournal.com
Полагаю, да.
Я не шибко большой спец по кино, но использование различных (короткофокусных, нормальных, длиннофокусных) объективов в фотографии очень заметно.
В кино я как-то на этом активно внимания не заострял.
Но всяческие эффекты вертиго используют именно эту особенность.

Image
На этой гифке сам эффект выравнивания размеров не очень явен. Зато из кино.

На той, что ниже, эффект отличия разных по фокусному расстоянию объективов виден явнее.
Image

Date: 2019-07-31 07:12 am (UTC)
From: [identity profile] maksa.livejournal.com
Всё верно, но съёмка ведётся в помещении, и по-другому снять нельзя. Я напишу отдельным комментарием насчёт перспективы.

Date: 2019-07-31 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] chieftain-yu.livejournal.com
Можно, конечно.
В декорации оставляем проемы, через которые ведётся съёмка.
Ещё через зеркало снимать можно, увеличивая дистанцию.

Date: 2019-07-31 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Это они точно умели. Брунеллески так перспективу показывал, а про систему трёх зеркал ещё Данте писал.

Date: 2019-07-31 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] maksa.livejournal.com
Теоретически, можно. Но, во-первых, не хватит светосилы: телевик + съёмка в помещении + необходима глубина резкости, чтобы охватить как голову, так и ноги. Во-вторых, получится неестественно, это всё-таки не рисунок, чтобы списать странные пропорции на художественный приём.

Date: 2019-07-31 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Кстати, ты можешь сделать такой кадр?

The proof is in the pudding. ;)

Date: 2019-07-31 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] maksa.livejournal.com
У меня нет, но поиском что-то подобное можно найти. Вот пример (по ссылке переходить на свой страх и риск).

Date: 2019-07-31 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Во-первых, спасибо. Во-вторых, непохоже. Голова мала, ноги велики.

Date: 2019-07-31 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] maksa.livejournal.com
Да, эта с относительно близкого расстояния снята. Но те, которые хорошо иллюстрируют, я не рискну показать.

Date: 2019-07-31 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Жаль...

Date: 2019-08-03 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] aosypov.livejournal.com
Рискните, все же, пожадуйста. Шампанское - с благодарных зрителей ;)

Date: 2019-07-31 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] maksa.livejournal.com
Два комментария по перспективе.

Во-первых, выбираются не две точки справа и слева. Выбирается линия горизонта, к которой уходят все линии, лежащие в горизонтальной плоскости. Если рисуется параллелепипед, то да — одна его вертикальная грань уходит в точку справа, другая — в точку слева. Как у дома, видного в правом просвете арки. А вот у самой арки на первой картине все линии, параллельные земле, уходят в одну точку , и она не слева и не справа от картины, а рядом с пяткой омоновца.

Во-вторых, нарушений перспективы на втором портрете нет. Но она нарисована так, будто художник находился на расстоянии десятков метров. Подобные снимки, когда голова дальше ступней, но крупнее их, получаются при съёмке длиннофокусной оптикой людей, загорающих на пляже. Возможно, это отступление от какого-нибудь канона, но не нарушение закона перспективы.

Date: 2019-07-31 07:48 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Про линию понятно и известно, но я предпочёл подробному объяснению иллюстрацию с одним образом.

Про длинный фокус очень любопытно. Работы Аль-Хайсама в Италии знали, но двухлинзовых труб ещё не было, вроде бы... Гениальное предвидение художника?

Date: 2019-07-31 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] chieftain-yu.livejournal.com
Или камера-обскура.
Она тоже может давать наблюдать такой эффект при хорошем удалении объекта.

Date: 2019-07-31 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Камеру-обскуру они знали.

Date: 2019-07-31 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] chieftain-yu.livejournal.com
Да.
Поэтому это и может быть объяснением непривычного соотношения размеров без привлечения гениального предвидения.

Date: 2019-07-31 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Возможно.

Date: 2019-07-31 09:51 am (UTC)
From: [identity profile] maksa.livejournal.com
Да не нужно никакое предвидение, мне кажется. Если со зрением проблем нет, то такие пропорции можно и в реальной жизни увидеть. Сдаётся мне, художники того времени могли знать, что если смотреть издали, то не нужно делать поправки на размеры. И вообще, не делать поправки проще, чем их делать, тут не нужно специально учиться.

Date: 2019-08-04 08:59 pm (UTC)
From: [identity profile] evg25.livejournal.com
О, прямо поток интересностей! ЖЖ оживает :)
Page generated Jul. 6th, 2025 12:03 am
Powered by Dreamwidth Studios